Назарова Екатерина Николаевна, воспитатель
Всеобуч для родителей на тему: «Установление контактов, партнерских отношений между семьей и ДОУ»Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Семья становится сегодня главным социальным институтом в воспитании собственного ребенка, а дошкольное учреждение создается в дополнение к семейному воспитанию, то именно семья должна стать главным заказчиком и потребителем всех услуг дошкольных учреждений — образовательных, оздоровительных и др. Все это ставит нас перед необходимостью поиска новых форм взаимодействия между семьей и дошкольным учреждением, которые должны быть основаны на сотрудничестве и партнерских взаимоотношениях. Для родителей и педагогов ребенок является единым объектом воздействия, который в современных условиях приобретает статус субъекта, а не объекта, становится центром в системе взаимоотношений "родитель - ребенок - педагог". Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), отвечает новым социальным запросам и в нем большое внимание уделяется сотрудничеству с родителями.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
В нашем детском саду одной из главных целей образовательного процесса является формирование единого сообщества: родители-дети-педагоги, основанного на гармоничных партнерских отношениях, для создания единого пространства детского развития. Мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. В этом учебном году в нашем ДОУ зарегистрировано 140 семей 94 % полная семья; 3 % многодетная; 3 % воспитывает только мама. Это положительный показатель для успешной реализации поставленных целей. Признание педагогическим коллективом приоритета семейного воспитания с учетом социальной среды, окружающей ребенка, требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего их новизна определяется понятием «сотрудничество» (сотрудничать- принимать участие в общем деле, работать вместе). Проблема построения продуктивных взаимоотношений ДОУ с семьей во многом связана и сохранением позиции, суть которой выражает устаревшая формулировка «работа с семьей». Часто под новыми заголовками в нашей документации, близкими к формулировке ФГОСДО – «взаимодействие с семьями воспитанников по реализации ООП доу» - обнаруживается всё та же практика так называемого педагогического просвещения родителей, формальных собраний. Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. И по мере дальнейшей формализации данного направления деятельности ДОУ усиливается кризис доверия между педагогами и родителями, расширяется замкнутый круг взаимных обвинений. Преодоление сложившийся ситуации возможно лишь при построении системы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников как полноценной подсистемы образовательного процесса, обладающей всеми признаками системы, основу которой составляет социальное партнёрство. Дословный перевод понятия «партнерство» - деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов – определяет логику построения партнерских взаимоотношений ДОУ и семьи как равно активного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребенка. Бытует мнение, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывает практика, отношение семей к мероприятиям зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, инициативы администрации, ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Родители же в свою очередь, могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все субъекты педагогического процесса и прежде всего дети. На сегодняшний день нам необходимо отойти от практики выбора «актуальных тем» для проведения бесед с родителями. По сути, предстоит заново выстроить систему взаимодействия с семьёй «от ребёнка» и «на стороне родителей», т.е. выступить инстанцией развития не только ребёнка, включенного в образовательный процесс, но и его родителей. Возможность построения партнерских отношений предполагает готовность двух сторон одинаково активно и согласованно взаимодействовать в качестве субъектов. Очевидно, что участники образовательного процесса далеко не всегда обладают необходимыми качествами – стремлением, готовностью и способностью к продуктивному взаимодействию, активностью. Стратегия и тактика построения партнерских отношений между ДОУ и семьей может быть представлена последовательными шагами от «формулирования миссии», до поиска средств реализации поставленных задач. Шаг 1. – формулирование миссии, или декларация цели. Принято считать, что перед ДОУ и семьей стоят общие задачи. На самом деле, высказываются самые разные мнения по вопросу о сущности, целях и задачах обучения, воспитания и развития детей. Педагог во главу угла ставит освоение детьми образовательной программы но, для родителей наиболее важными могут быть задачи сохранения здоровья ребенка, доверительных взаимоотношений с ним, удовлетворение собственных амбиций и т.д. Формирование целей – важный этап построения партнерских взаимоотношений, половина успеха в решении существующих проблем. При этом нужно учитывать, что цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов. Определение конкретной цели – крайне сложная задача. Выделив проблему, то, что является неудовлетворительным в существующей практике взаимодействия семьи и ДОУ – необходимо определить, а по сути, продумать, как ее решить. Может возникнуть множество идей, из которых нужно выбрать одну, наиболее рациональную. Пример поиска общей цели на основе методики «Саммит позитивных перемен» Тема мероприятия «Как сделать пребывание ребенка в детском саду интересным и полезным?» Применение метода требует тщательной подготовки: формируется команда, которая определяет основную направленность и тему мероприятия. Роли участников: Группа планирования: специалисты ДОУ, которые разрабатывают план и содержание мероприятия, задания. Организатор – участвует в работе группы планирования, управляет процессом мероприятия (сообщает задания, следит за временем их выполнения, динамикой процесса). Участники меропрития: группа педагогов и родителей. Задачи: - формирование общей цели, связанной с воспитанием детей на основе осознания общих целей (педагогов и родителей); - определение задач взаимодействия ДОУ и семьи; - создание модели взаимодействия педагогов и родителей. На предварительном этапе составили вопросы для интервью – первого задания. Шаг второй – разрушение стереотипов. Непродуктивное, а порой и неконструктивное, взаимодействие субъектов в воспитании ребенка в рамках традиционных моделей работы ДОУ с семьей приводит к тому, что родители накапливают достаточно серьезный объем невысказанных опасений по отношению к воспитателям и детскому саду в целом. При этом педагоги нередко занимают настороженно-оборонительную позицию. Очевидно, что партнёрские отношения не могут строиться в атмосфере взаимного недоверия. В связи с этим необходим этап переосмысления сложившихся мнений, стереотипов поведения и установок в общении. Примеры форм работы в данном направлении Организационно-деятельная игра «Повышение толерантности во взаимоотношениях педагогов и родителей». В итоге обобщаются характерные причины появления негативных суждений, оценок. Предлагается осмыслить и описать выработанные участниками игры пути преодоления ситуации непонимания, тенденции возникновения заведомо негативных оценок своего партнера по общению. Педагогам и родителям предлагается попытаться разрешить проблемную ситуацию. Шаг третий – осознание неразделимости институтов воспитания. Построение партнерских отношений невозможно без осознания администрацией ДОУ, педагогами и родителями взаимозависимости семьи и ДОУ. Поэтому следующим шагом должна стать совместная работа по определению места, роли и возможностей каждого института в достижении поставленной цели, в решении общих задач воспитания, развития и обучения детей. Необходимо определить зоны ответственности каждого из институтов с учетом возможностей и специфики семейного воспитания. Принципиальное отличие воспитания в семье состоит в том, что фундаментом родительского влияния выступает, прежде всего, родительская любовь к ребенку, забота о нем как о самоценной личности, принятие его таким, какой он есть. Основой общественного формирования личности является система социальных требований к ребенку. Работа по выявлению и согласованию позиций родителей и педагогов по вопросам определения зон ответственности каждой из сторон взаимодействия за тот или иной аспект воспитания может проводиться с использованием опросов и анкетирования. Интересная форма работы – написания родителями (педагогами) мини-сочинений. Данные эссе становятся объектом обсуждения и анализа в педагогическом и родительском сообществах, основой построения дальнейшей совместной работы. Например, мероприятие для педагогов и родителей деловая игра «Родители обязаны, педагоги должны», в которой можно сделать шаг к разграничению полномочий и объединению усилий педагогов и родителей в процессе воспитания ребенка. Шаг четвертый - поиск ресурсов для решения поставленных задач Неслучайно, сегодня востребованы не столько новые идеи построения взаимодействия семьи и ДОУ, сколько умения, позволяющие педагогу эффективно организовать обсуждение идей и обеспечить выбор наиболее приемлемых всех. Также необходимы навыки построения, облегчающие нахождение точек соприкосновения и взаимопонимания между партнерами. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основная роль родителей заключается в реализации преимущественного права на воспитание ребенка, в то время как педагог обязан оказывать посильную консультативную помощь. Подобная законодательная тенденция может осложнить и без того непростое взаимодействие институтов социализации дошкольников в ситуации, когда попытки решения воспитательных проблем предпринимаются на фоне рассуждений о том, «кто кому должен» и «кто виноват». Предстоит обеспечить изменение, обновление позиций субъектов на основе понимания того, что заложником не сложившихся, осложнённых отношений между родителями и педагогами был и остается ребенок. Для решения этой задачи необходимо придерживаться принципов эффективного взаимодействия: 1. (хорошо известный педагогам и плохо осознаваемый родителями): родители являются первыми и главными воспитателями ребенка; 2. (мало осознаваемый педагогами и неизвестный родителям): детские сады создаются в помощь семье в деле воспитания детей; 3. (вызывающий наибольшее количество разногласий между педагогами и родителями): педагоги воздействуют на семью через ребенка и для ребенка; семья, в свою очередь, воздействует на педагогов через ребенка и для ребенка. Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даст положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.
Восемь основных принципов взаимодействия с родителями воспитанниковI Принцип Создание партнерских, доверительных отношений между родителями и воспитателем (непосредственное участие родителей в воспитательном процессе), когда педагог ненавязчиво подводит родителей к мысли о том, что воспитание ребенка - это единое понимание цели и задач обучения детей. II Принцип Ежедневный контакт воспитателя, когда родители приводят и забирают детей III Принцип Неформальные беседы педагога с родителями для того, чтобы обсудить успехи независимо от конкретных проблем (проявление ребенком интереса к чему-либо). IV Принцип Посещение родителями группы для того, чтобы они могли видеть как занимается их ребенок (просмотр непосредственно-образовательной деятельности). V Принцип Привлечение родителей к активному участию в жизни группы и ДОУ (участие родителей в мероприятиях, экскурсиях). VI Принцип Проявление педагогом интереса к традициям и опыту семейного воспитания и обучения. VII Принцип Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии (активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях). VIII Принцип Установление правильных отношений между родителями воспитанников, на основе доброжелательной критики и самокритики (умение взаимодействовать с родительской средой, возникновение обоюдных симпатий). 9 ноября 2023 в 18:05
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.