Назарова Екатерина Николаевна, воспитатель

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие дружеских взаимоотношений у дошкольников в театрализованной деятельности».

Дошкольный возраст является периодом первоначального развития взаимоотношений с другими людьми. Дошкольники, которые умеют общаться, способны лучше адаптироваться к жизни, перенести сложные события.

Детский коллектив – это наиболее мощный источник эмоционально-положительного опыта ребенка, как необходимой почвы для развития нравственных качеств и представлений.

Систематическое целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе.

Совсем неплохо, когда ребенок легко и быстро приобретает новые знакомства. Но научится ли ребенок переводить знакомство в дружеские отношения, во многом зависит от взрослых. Дружбе ведь тоже надо учить: выбирать друзей, беречь, ценить, понимать их, помогать им. Дружба дошкольников – своеобразное явление. Она быстро возникает, но также быстро может исчезнуть.

Дружба – один из видов личных отношений.

Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие.

Трудно представить жизнь без друзей и общения с другими людьми.

Уже младшие дошкольники проявляют избирательное отношение к сверстникам. Объект дружбы в этом возрасте часто меняется, нет длительных дружеских группировок. Однако этот период дружбы важен и необходим, так как именно из него в среднем дошкольном возрасте вырастают вполне осознаваемые дружеские привязанности.

Потребность в дружбе как нравственная потребность возникает в 5–6 лет. Именно этот период является наиболее благоприятным для формирования дружбы. Нравственные основы дружбы не родятся в душе человека сами собой.

 Формирование дружеских взаимоотношений, нравственных привычек осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей.

Работа по формированию дружбы должна быть целенаправленной,

комплексной, систематической, при взаимодействии с родителями и непосредственно работа с детьми.

Одним из основных средств в формировании дружбы у детей является детская книга. Книга, художественный рассказ помогают детям дошкольного возраста осознать более сложные взаимоотношения и поступки людей.

Эмоциональный фон, как и вмладшем возрасте, так и в старшем возрасте сохраняет свою силу, но книга дает материал для переживаний уже более высокого порядка, поднимает на более высокий уровень нравственное сознание ребенка.

 Важнейшим средством формирования дружбы у дошкольников является театрализованная деятельность. Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Это способствует формированию опыта социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Участие в театрализованной деятельности- позволяет дошкольнику решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Побуждает к развитию таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих. Способность просить прощения и прощать, стремление примирить ссорящихся, не отвечать злом на зло. Уважение индивидуальности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки. Заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду других; совестливость, стыдливость.

 Таким образом, театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому мы педагоги обязаны создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Проведение игр-драматизаций способствует рождению чувства «мы – одна команда», сопереживанию, единению детей и взрослых, педагогов и родителей.

 Игровые роли учат детей подчиняться правилам игры, сдерживать свои желания, вырабатывают умение координировать свои действия с действиями других детей, учат считаться с их мнением. Исполняя роль актера, ребенок проигрывает разные роли персонажей сказок.

Любимые герои станут образцами для подражания, ребенок начнет отождествлять себя с полюбившимися образами, которые окажут влияние на детей. Перевоплотившись в полюбившийся образ, малыш добровольно примет и присвоит свойственные ему черты. Разыгрывание роли позволит формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

Все сказки, как правило, заканчиваются победой добра и справедливости, но до наступления этой счастливой развязки дети успевают поволноваться, разделить чье-то горе, посочувствовать обиженному, воспылать гневом к обидчику.

Доброе, открытое детское сердечко способно сопереживать, даже если сказка знакома и концовка известна.

Сказки помогают показать:

как дружба побеждает зло («Зимовье»); как добро побеждает зло («Волк и семеро козлят»); что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах ребёнка наивысшую ценность.

Для девочек – это красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко».

Участие в театрализованной деятельности побуждает к развитию таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примирить ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду других; совестливость, стыдливость.

И так благодаря театральной деятельности дети могут ощутить в одних случаях заботу и внимание друзей, в других – несправедливое к себе отношение, могут почувствовать сострадание к товарищам, попавшим в беду, пожалеть их, выручить избеды.

Театрализованная игра приносит ребенку большую радость и удивление, умение общаться и дружить с друзьями.

«Театр — это школа добрых чувств,

красоты и человеческого братства»

В. Рабадан

14 марта 2021 в 11:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.