Назарова Екатерина Николаевна, воспитатель

Арт-технологии как средство формирования ЗОЖ у дошкольников

Дошкольное образование — это самый главный и ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития, это время формирования социально-психологических основ личности, период «питания» души и сердца ребёнка всем самым благородным и прекрасным.

А.Г. Асмолов сказал: «Ключевая установка стандарта дошкольного детства — это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способности каждого ребёнка».

Сегодня у педагогов  здоровье детей вызывает серьёзную тревогу. Нарастает количество неврозов, часты проявления апатии, повышенной раздражительности и агрессивности. Всё это побуждает искать новые педагогические средства предупреждения подобных негативных проявлений. Современная педагогика в поиске эффективных средств всё больше ориентируется на использование искусства и организацию самостоятельной творческой деятельности детей .

Решению этих  задач призваны помочь методы и приёмы арт-технологии — это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества, она основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования.

Арт-технологии с педагогикой имеют единые конечные цели – помочь ребёнку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться познавать окружающий мир, то есть помочь развивающейся личности в её социализации и самореализации.

Любой результат  творческой деятельности – продукт индивидуального и коллективного опыта. Этим он интересен и уникален. Творчество, выполненное ребёнком, обладает самоценностью независимо от содержания, формы и качества, так как сохраняет внутренние переживания и чувства ребёнка. Всё это соответствует принципам организации самостоятельной творческой деятельности ребёнка. А для успешной творческой деятельности важно создать атмосферу, безопасную для обращения к сокровенным переживаниям детей. Не оценивать их рисунки и поступки, а принимать их плачущими, агрессивными, предоставлять им право выбора, сопровождать их в этом трудном путешествии к истокам самого себя. Помочь ребёнку поверить  в свои силы, выразить свои идеи, отстоять свои убеждения – главная задача педагога.

Существуют различные виды арт-технологий, назовём некоторые из них, например,  классические: живопись, графика, рисунок; инновационные: музыкальная, сказочная (нарративная), библиотехника, мандала.

Более подробно остановлюсь на нетрадиционной технике  рисования .

Каждый ребенок – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Поэтому особое место в образовательной работе с детьми отводится художественному творчеству. Возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, можно не только известными способами рисования, но и воплотив их при помощи разнообразных материалов, т.е. в нетрадиционной технике рисования. Процесс современного дошкольного учреждения невозможен без здоровьесберегающих технологий. Организация образовательной области «Художественное творчество» и здоровьесберегающие технологии тесно взаимосвязаны. Если рассмотреть данную проблему, то можно сказать, что важной характеристикой педагогических технологий является воспроизводимость. В ходе непосредственно образовательной деятельности «Художественное творчество» осуществляются следующие подходы по здоровьесбережению в работе с дошкольника:

– соблюдение требований к структуре образовательной деятельности;

– рациональная организация учебной непосредственно образовательной деятельности;

– двигательные и эмоциональные разгрузки на образовательной деятельности;

– выполнение ФГОС и требований СанПиН к созданию условий для проведения интегрированных мероприятий по изобразительной деятельности;

– гуманный стиль общения детей и взрослых;

– эмоционально положительный микроклимат.

Использование необычного и нестандартного материала позволяет деткам ощутить незабываемые эмоции, развиваются творческие способности, общий психический и личностный настрой ребят. Дети получают возможность отразить свои впечатления, свое настроение в творческой деятельности. В работе с детьми по нетрадиционному рисованию использую следующие материалы: губки, щетки, трубочки, мыльные пузыри, нити, песок, соль, манку, листья деревьев, кустарников, пластилин и др. В процессе работы также применяется бросовый материал как изобразительное средство: опилки, пенопласт, фольга, бусины, пуговицы, пробки и т.д. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей.

В своей работе с детьми в изобразительном творчестве мы используем разные техники и приемы нетрадиционного рисования:

– «Пальцеграфия» (рисование пальцами руки);

– «Ладоневая живопись» (рисование ладошками);

– «Тонировка» (рисование солью, песком, крупой, опилками);

– «Набрызг» (разбрызгивание краски с помощью зубной щетки на бумаге);

– «Точкография» (рисование ватными палочками, корректором). Данные техники нетрадиционного рисования способствуют развитию мелкой моторике рук, координации пальцев, творчества, фантазии и усидчивости.

– «Рисование ножками» – такое рисование помогает расслабить стопу, снять напряжение с мышц, способствует формированию свода стопы. К тому же это отличный способ воздействия на рефлекторные зоны, которые в большом количестве находятся на ступнях. Как следствие – повышается иммунитет, нормализуется работа внутренних органов, улучшается кровообращение и повышается общий тонус организма ребенка.

– «Кляксография» (рисование кляксой);

– рисование мыльными пузырями;

– «Чайеграфия». Данные техники способствует развитию дыхательной системы ребенка.

 

Все эти нетрадиционные техники и приёмы рисования благотворно влияют на развития здоровья детей, на их эмоционально-психическое развитие, творчество. Дети изображают свое мастерство свободно, ярко, неповторимо. Каждый ребенок незаметно для себя старается наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Использование в художественном творчестве поролона и зубной щетки вызывает у ребят интерес к данной работе, а рисование пальчиками и ладошкой – бурный восторг. Такой подход к организации изобразительной деятельности восхищает детей.

Нетрадиционное рисование играет важную роль в развитии ребенка. Ведь главное – не конечный результат, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, своих способностях в творческой деятельности. Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики дошкольника связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально-образного по своей сути. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых всем предметов в качестве художественных материалов. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги с помощью нетрадиционного рисования.

Целью и задачами моей деятельности является развитие умения видеть свои работы, фантазировать, создавать интересные композиции. Развитие яркой индивидуальности, оригинальности в творчестве, чтобы для ребенка изобразительное искусство стало радостным, вдохновенным трудом, к которому не нужно принуждать. 

В практике мы используем и другие  технологии: пластилиновую живопись, теневой театр, сказки на песке.

Обучение в современном смысле слова – это организация культурных практик (термин Н.Б. Крыловой), которые позволяют ребёнку приобретать универсальные культурные умения, помогающие действовать во всех обстоятельствах жизни. Как отмечает Н.Б. Крылова, до школы культурные практики ребёнка вырастают с одной стороны, на основе взаимодействия со взрослыми, а с другой – на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий. Иными словами, педагог должен создать такие условия, которые позволяют детям самостоятельно открывать новый практический опыт, добывать знания экспериментальным поисковым путём.

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С.Выготского такова:

совместная деятельность со взрослыми;

совместная деятельность с детьми;

самостоятельная деятельность детей.

Чтобы организовать самостоятельную деятельность, у ребёнка должен быть сформирован художественный опыт, который ребёнок приобретает на занятиях. Обучение должно строиться так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу, но и без помощи. Необходимо ставить задачи так, чтобы ребёнок пробовал самостоятельно найти различные варианты цветового решения, композиционного построения, мог сам найти нужный материал и применить его. Если ребёнок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий: организовывать игры-драматизации, по собственному желанию, петь, рисовать.

Песталоцци писал: «Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать». Постепенно ребёнок осваивает дополнительные способы и средства выражения своих чувств, эмоций, самого себя, что позволяет применять данные технологии в работе с детьми с нарушением развития возможностей. 

Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные технологии изобразительной деятельности являются здоровьесберегающими. А изобразительная деятельность, в основе которой заложено использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов, техник и технологий оказывает положительное влияние на сохранение и укрепление здоровья ребенка.

14 июня 2020 в 15:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.